четверг, 10 июня 2021 г.

Паломничество в Эрмитаж

 

Уже больше года я не была в Эрмитаже, и на днях мне удалось навестить свой любимый музей. Еще на майских праздниках я добралась до Главного штаба, куда вернули льготные билеты, а теперь, наконец-то, и двери Зимнего дворца для меня открылись. Могу сказать спасибо Вове и Егору за любезное приглашение вместе насладиться искусством. Прекрасным майским днем мы отправились на культурную прогулку.

Зимний дворец встретил нас зеленеющими вязами и шумящими фонтанами, расположенными во внутреннем дворе, а также скульптурой «Всадник», установленной недалеко от входа в музей. 


Не могу не задержать своего внимания на этом произведении. Автор скульптуры – современный бельгийский художник Ханс Оп де Бек. Этот ваятель известен своими монохромными работами:





«Всадник» - человек на лошади с маленькой обезьяной на плече. Все персонажи скульптурной троицы устремляют свои взгляды в разные стороны, словно пытаются сориентироваться в пространстве. В официальной трактовке указано, что «Всадник» - вечный кочевник, ищущий свое место в жизни. Конь с древних времен сопровождал человека во всех исканиях. Я считаю, он, как и обезьяна, символизирует связь с прошлым человечества, возвращение к истокам. И как обезьяна заботливо прикрывает спутника зонтом, как конь служит ему опорой, так и связь с прошлым оберегает человека и помогает не чувствовать себя одиноким. Связь героя с настоящим временем показана с помощью современной одежды героя, в которую он облачен. Скульптура «Всадник», как и все произведения Ханса Оп де Бека, пепельно-серого цвета. Возможно, выбранная цветовая палитра символизирует остановку времени, с которым сохраняет связь художественный образ, воплощенный в скульптуре, но одновременно пребывает в вечности. На спине коня помимо всадника находится масса символичных мелочей: разнообразные раковины, сосуды, связка камней и т.д. Эти детали расширяют образное пространство скульптуры, которая включает живой (человек и его спутники), неживой (раковина), тварный миры (емкости, трубы, ключи). Ключей в связке всадника огромное множество, они как порталы в иные миры. Изваяние Ханс Оп де Бека представляет из себя маленький островок пространства, в котором существует человек, но при этом включает разнообразные связи с внешним миром.

Очутившись в Зимнем дворце, мы решили посетить временную выставку «Искусство Средневековья 13-14 века». Как нельзя кстати для погружения в искусство Проторенессанса пришлась книга Паолы Волковой «В пространстве христианской культуры». Культурная революция эпохи Треченто, следы которой отчетливо заметны в рассматриваемой коллекции, была связана со св. Франциском Ассизским, одной из ключевых фигур западного Средневековья. Франциск жил в 13 веке. Он родился богатым вельможей, но, осененный божественной благодатью, стал нищенствующим проповедником. Он вел максимально аскетичную жизнь, не имея подчас ни крова, ни пропитания, странствовал по миру, призывал к смирению, любви к ближним. На живописных полотнах его легко можно узнать по одеянию, подпоясанному веревкой с тремя узлами, олицетворяющими бедность, духовную чистоту и покорность, и по стигмам распятия, которые он получил как знак свыше.


Идеи Франциска были и остаются невероятно популярными. Они спасли от разложения западную духовную мысль. В честь св. Франциска сразу же после его смерти стали строить церковь в Ассизи. Потребность изображать святого современника, известного в земной жизни, стала очередным катализатором, обусловившим отход от церковных канонов на новый этап в истории живописи. Не зря Паола Волкова именует его, наряду с Джотто:

«Два берега связующее море, два космоса соединивший мост».

Во время нашего посещения мы успели обойти весь второй этаж музея. Мы увидели еще три временные выставки («Сокровище персидской принцессы», «Орден святого Георгия», «Александр Невский»), посмотрели на итальянскую, фламандскую, испанскую живопись и даже успели заглянуть в Древний Египет. Мне больше всего запомнилась майолика с изображением Мадонны:

"Мадонна с младенцем" Бенедетто Бульони. Флоренция, 16 век.

Мальчикам – картины «Страшный суд» и «Лютнист».


                                    "Лютнист" Микеланджело Караваджо

Несмотря на то, что время пребывания в Эрмитаже было ограничено двумя часами, мы благополучно провели там более четырех часов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Объять Ликвидамбр"

 Чтобы еще что-нибудь присовокупить к своей летней работе, оставлю ссылку на наш альманах про проблемы современной поэзии, который мы готови...