понедельник, 28 июня 2021 г.

Вояж в Карелию

Кульминация моего летнего отдыха - поездка в Карелию, страну девственных лесов и тысячи озер. Я бы хотела рассказать о некоторых моментах путешествия, так или иначе связанных с искусством.

Заповедник Кивач

«Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми;

 От брызгов синий холм стоит,

 Далече рев в лесу гремит.»

(Г.Р. Державин. «Водопад». Отрывок.)

Жемчужина карельской природы – водопад Кивач. Название водопада – от финского kiivas («мощнный, стремительный») – говорит само за себя.   Бурлящий поток бешено мечущийся среди острых камней, берег, обрамленный суровыми скалистыми грядами, производят магнетический эффект.



Согласно легенде, дружные реки Суна и Шуя текли бок о бок. Однажды Суна задумалась и замедлила свое течение, а Шуя успела унести свои воды непреодолимо далеко. В страхе одиночества Суна рванулась вдогонку, разбивая скалы и сметая камни. Начало ее погони – водопад Кивач. Знаменитый природный объект издавна привлекал путешественников, ученых и поэтов, в том числе Г.Р.Державина, Ф.Н. Глинки.

Карельская береза - "дерево царя"

Водопад окружен одноименным заповедником со скульптурами из карельской березы. Карельская береза – очень таинственное дерево. Обычная русская береза на карельской земле причудливо искривляется и становится внешне очень неприглядной. Зато ее древесина затвердевает, испещряется узорами. Объяснения подобным метаморфозам до сих пор не найдено. Некоторые березы спонтанно претерпевают превращение, другие остаются обыкновенными. Древесина карельской березы - ценнейший материал для зодчества. Изделия из этого чудесного растения издавна украшали царские резиденции, за что и названо «деревом царя».



Карельские духи дома и леса.

В Петрозаводске есть маленький музей «Дом игрушки». Там живут фигурки духов, которые, по представлениям древних славян и карелов, населяют деревенский дом, двор и окрестности. До визита в «Дом игрушек» мне был известен только домовой. Как много их, оказывается!

1)   Гнетко



Маленькое лохматое существо с горячими ладонями, живет под кроватью. Выбирается из убежища ночью, ладони на грудь спящего. Человеку становится жарко, появляется гнетущее ощущение. Бояться ночного духа не нужно. Достаточно спросить, к добру он пришел или к худу. Гнетко сразу же исчезнет, но взамен навеет вещий сон. Этот древний обитатель дома – хранитель наследственной информации. Он знает все о предках, о прошлом, настоящем и будущем человека. Правда, за излишнюю болтливость другие духи отняли у Гнетко дар речи, поэтому он может связываться с обитателями дома только через сны.

2)   Дворовая

Дворовая и крыска, ее помощница

Дворовая – сестра домового. Заботится о животных и о постройках. Как и дух дома, дух двора – призрак хозяйских предков, следящий за порядком. Однако, в отличие от домового, дворовая имеет более сварливый нрав, крайне избирательно заботится о домашнем скоте. Чтобы дворовая не навредила новорожденным животным, их на время брали в дом. Никогда не расплетали косички, которыми она любила украшать гривы коней, чтобы не ссориться с этой непростой дамой.

3)   Русалка



Русалка – один из самых злобных персонажей славянской, карельской мифологии. Это девушка – утопленница, которая периодически выходит из воды на берег, имея, в отличие от скандинавской русалки, ноги, а не хвост. Если на поле или на дороге густой и непроглядный туман, значит, русалки гуляют в окрестностях. В туман заходить люди боялись, т.к. русалки постараются утопить встретившегося и навредить его семье.

4)   Кикимора



Неуживчивая кикимора была изгнана и лешим, и водяным. Она превращается в камешек или травинку, караулит людей, пробирающихся через болота, старается пристать к ним и проникнуть в дом. Поселение кикиморы в доме вызывает беспорядок и запустение. Домовой, как ни парадоксально, радуется появлению кикиморы – своей невесты. Они начинают безобразничать вместе. Есть несколько способов избавиться от незваной гостьи. Самый действенный – сделать уборку.

5)   И, напоследок, дивики. Очаровательные создания, герои чисто карельского эпоса, тролли с большими ушками. Способность дивиков – исполнять желания, которые им нашепчут.



Калевала

Гордость финского фольклора – поэтический эпос «Калевала». Он состоит из разрозненных песен, которые упорядочил и объединил языковед – путешественник Лённорт. «Калевалу» называют северной «Илиадой», финской «Песнью о Нибелунгах». Но родиной «Калевалы» правильнее считать не Финляндию, а Карелию, ведь именно там был собран основной фольклорный материал, переданный карельскими сказателями.

Эпическая поэма запечатлела представления карело-финнов об устройстве мира, космогонические мифы, картины народного быта. «Калевала» начинается с рассказа о появлении земли, неба, первого человека Вяйнямейнена и материальной культуры.



 Калевала и Похьёла – два антагонистических мира, в первом обитают главные герои, во втором находятся злые духи и Сампо – волшебная мельница, дарующая счастье. Это сокровище стараются перенести в свой мир главные герои, которые добились своего и победили врагов завораживающей игрой на кантели – финских гуслях. Параллельно с основным сюжетом повествуется о любовных похождениях трех богатырей: Вяйнямейнена, Куллерво и Ильмаринена. Последняя руна сообщает о рождении девой Марьяттой чудесного ребенка. Опасаясь быть превзойденным, Вяйнямейнен предлагает убить малыша, но, униженный и посрамленный, навеки покидает мир Калевалы, а ребенок становится властителем Земли.

Народное предание запечатлело душу Карелии. Восхищение, забота, полное слияние человека с природой проходят лейтмотивом через все произведение. Исследователи отмечают удивительное миролюбие и гармонию, царящую в «Калевале». Несомненно, это творение должно было возникнуть, вдохновленное богатством и суровой чистотой земли, где на протяжении столетий передавались фольклорные сказания.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Объять Ликвидамбр"

 Чтобы еще что-нибудь присовокупить к своей летней работе, оставлю ссылку на наш альманах про проблемы современной поэзии, который мы готови...