Кульминация
моего летнего отдыха - поездка в Карелию, страну девственных лесов и тысячи
озер. Я бы хотела рассказать о некоторых моментах путешествия, так
или иначе связанных с искусством.
Заповедник Кивач
«Алмазна сыплется гора
С высот
четыремя скалами,
Жемчугу
бездна и сребра
Кипит
внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.»
(Г.Р.
Державин. «Водопад». Отрывок.)
Жемчужина карельской природы – водопад
Кивач. Название водопада – от финского kiivas («мощнный, стремительный») – говорит само за себя. Бурлящий поток бешено мечущийся среди острых
камней, берег, обрамленный суровыми скалистыми грядами, производят
магнетический эффект.
Согласно легенде, дружные реки Суна и
Шуя текли бок о бок. Однажды Суна задумалась и замедлила свое течение, а Шуя
успела унести свои воды непреодолимо далеко. В страхе одиночества Суна
рванулась вдогонку, разбивая скалы и сметая камни. Начало ее погони – водопад
Кивач. Знаменитый природный объект издавна привлекал путешественников, ученых и
поэтов, в том числе Г.Р.Державина, Ф.Н. Глинки.
Карельская береза - "дерево царя"
Водопад окружен одноименным
заповедником со скульптурами из карельской березы. Карельская береза – очень
таинственное дерево. Обычная русская береза на карельской земле причудливо
искривляется и становится внешне очень неприглядной. Зато ее древесина
затвердевает, испещряется узорами. Объяснения подобным метаморфозам до сих пор
не найдено. Некоторые березы спонтанно претерпевают превращение, другие
остаются обыкновенными. Древесина карельской березы - ценнейший материал для
зодчества. Изделия из этого чудесного растения издавна украшали царские
резиденции, за что и названо «деревом царя».
Карельские
духи дома и леса.
В
Петрозаводске есть маленький музей «Дом игрушки». Там живут фигурки духов,
которые, по представлениям древних славян и карелов, населяют деревенский дом,
двор и окрестности. До визита в «Дом игрушек» мне был известен только домовой.
Как много их, оказывается!
1) Гнетко
Маленькое лохматое существо с горячими ладонями, живет под
кроватью. Выбирается из убежища ночью, ладони на грудь спящего. Человеку
становится жарко, появляется гнетущее ощущение. Бояться ночного духа не нужно.
Достаточно спросить, к добру он пришел или к худу. Гнетко сразу же исчезнет, но
взамен навеет вещий сон. Этот древний обитатель дома – хранитель наследственной
информации. Он знает все о предках, о прошлом, настоящем и будущем человека.
Правда, за излишнюю болтливость другие духи отняли у Гнетко дар речи, поэтому
он может связываться с обитателями дома только через сны.
2) Дворовая
Дворовая – сестра домового. Заботится о животных и о постройках. Как и дух дома, дух двора – призрак хозяйских предков, следящий за порядком. Однако, в отличие от домового, дворовая имеет более сварливый нрав, крайне избирательно заботится о домашнем скоте. Чтобы дворовая не навредила новорожденным животным, их на время брали в дом. Никогда не расплетали косички, которыми она любила украшать гривы коней, чтобы не ссориться с этой непростой дамой.
3) Русалка
Русалка – один из самых злобных персонажей славянской, карельской
мифологии. Это девушка – утопленница, которая периодически выходит из воды на
берег, имея, в отличие от скандинавской русалки, ноги, а не хвост. Если на поле
или на дороге густой и непроглядный туман, значит, русалки гуляют в
окрестностях. В туман заходить люди боялись, т.к. русалки постараются утопить
встретившегося и навредить его семье.
4) Кикимора
Неуживчивая кикимора была изгнана и лешим, и водяным. Она превращается в камешек или травинку, караулит людей, пробирающихся через болота, старается пристать к ним и проникнуть в дом. Поселение кикиморы в доме вызывает беспорядок и запустение. Домовой, как ни парадоксально, радуется появлению кикиморы – своей невесты. Они начинают безобразничать вместе. Есть несколько способов избавиться от незваной гостьи. Самый действенный – сделать уборку.
5) И, напоследок,
дивики. Очаровательные создания, герои чисто карельского эпоса, тролли с
большими ушками. Способность дивиков – исполнять желания, которые им нашепчут.
Калевала
Гордость
финского фольклора – поэтический эпос «Калевала». Он состоит из разрозненных
песен, которые упорядочил и объединил языковед – путешественник Лённорт. «Калевалу»
называют северной «Илиадой», финской «Песнью о Нибелунгах». Но родиной
«Калевалы» правильнее считать не Финляндию, а Карелию, ведь именно там был
собран основной фольклорный материал, переданный карельскими сказателями.
Эпическая поэма запечатлела представления карело-финнов об устройстве мира, космогонические мифы, картины народного быта. «Калевала» начинается с рассказа о появлении земли, неба, первого человека Вяйнямейнена и материальной культуры.
Калевала и
Похьёла – два антагонистических мира, в первом обитают главные герои, во втором
находятся злые духи и Сампо – волшебная мельница,
дарующая счастье. Это сокровище стараются перенести в свой мир главные герои,
которые добились своего и победили врагов завораживающей игрой на кантели – финских
гуслях. Параллельно с основным сюжетом повествуется о любовных похождениях трех
богатырей: Вяйнямейнена, Куллерво и Ильмаринена. Последняя руна сообщает о
рождении девой Марьяттой чудесного ребенка. Опасаясь быть превзойденным,
Вяйнямейнен предлагает убить малыша, но, униженный и посрамленный, навеки
покидает мир Калевалы, а ребенок становится властителем Земли.
Народное предание
запечатлело душу Карелии. Восхищение, забота, полное слияние человека с
природой проходят лейтмотивом через все произведение. Исследователи отмечают удивительное
миролюбие и гармонию, царящую в «Калевале». Несомненно, это творение должно
было возникнуть, вдохновленное богатством и суровой чистотой земли, где на протяжении
столетий передавались фольклорные сказания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий