суббота, 14 августа 2021 г.

О романе "Идиот" Достоевского

 

Историческая справка

Роман «Идиот» входит в «Великое Пятикнижие Достоевского» - череду произведений, наиболее полно отразивших гений писателя. Это романы «Преступление и наказание» (1866 год написания), «Идиот» (1867 – 1869 годы), «Бесы» (1871 - 1872), «Подросток» (1875 год), «Братья Карамазовы» (1879 - 1880). По мнению самого автора, «Идиот» -одно из самых удачных его творений. Произведение воплощает представления писателя об идеале. Замысел романа возник во время путешествия Достоевского по Швейцарии, Германии и Италии, куда он вынужден был уехать, спасаясь от назойливых кредиторов, не дававших спокойно заниматься писательской деятельностью. Произведение создавалось в тяжелый для Достоевского период: он находился в непростом материальном положении, состоянии здоровья, переживал потерю ребенка. Литературное детище, в определенном смысле, помогло писателю справиться с невзгодами. Хотелось бы упомянуть высказывание об «Идиоте» из письма писателя: ««Идея романа - моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее… Главная мысль романа - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но и даже европейские, кто только, ни брался за изображение положительно прекрасного, - всегда пасовал. Потому что это задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал - ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался. На свете есть одно только положительно прекрасное лицо - Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо». Произведение было впервые опубликовано в журнале «Русский вестник».

Двойственность и двойничество. Возрождение и падение. Параллели.

В творчестве Достоевского широко использует прием двойничества. Я бы выделила три вида двойников, которые встречаются на страницах сочинений Достоевского:

1)    1) Полные или частичные психологические копии героев, осколки их сознания. Например, Иван Карамазов и дьявол, Раскольников и Микола. Подобные проекции позволяют отчетливее понять суть характера героя, продемонстрировать один из вариантов его развития. Из произведений других писателей я бы отнесла к этому типу Мастера и Иешуа.

2)    2)Пародийные двойники – Раскольников и Лужин, Лебезятников, Свидригайлов, Николай Ставрогин и Петр Верховенский. Наделяя карикатурных или порочных персонажей мировоззрением, присущим более возвышенным героям, их «идейным отцам», автор демонстрирует недостатки убеждений последних и вносит долю скептицизма. Двойники- пародии – это также Базаров и Ситников, Чацкий и Репетилов, Печорин и Грушницкий.

3)  3)  Внутреннее раздвоение в сознании героя, противоречивость его действий и убеждений. Например, в Андрее Петровиче Версилове («Подросток») сосуществовали инертная и спокойная личность, душой любящая «ангела небесного» - кроткую Софью Долгорукову, и импульсивная, эгоистичная, испытывающая страсть к «царице земной» - Катерине Николаевне Сокольской. Раскольников одновременно сострадал угнетенным, не мог выносить социальной несправедлиости, но ставил себя выше «тварей дрожащих», убивал их.

В романе «Идиот» встречаются все названные типы. Эти произведения – мозаика, каждый из фрагментов которой сочетается один с другим и один через другого. Попробуем разобраться в этих хитросплетениях.

В романе отчетливо указано на схожесть Настасьи Филипповны и Аглаи Епанчиной. Князь Мышкин любит их обеих.


Настасья Филипповна, князь Мышкин, Аглая

 Он замечает Аглае: «У вас лицо почти как у Настасьи Филипповны». Девушек различает социальное положение – дворянка и содержанка. Общественное мнение о них противоположно: «одну из них я обозначаю названием «лица»-с, а другую лишь только «персонажа», для унижения и для различия; ибо есть великая разница между невинною и высокоблагородною генеральскою девицей и... камелией-с». Стержневая черта, объединяющая Настасью Филипповну и Аглаю – идеал красоты, который представляет внешность той и другой девушки. Но если у первой «особы» красота сверкает бриллиантом в унижении и грязи, то Аглаина прелесть возвышенна и находится в достойной оправе. Несмотря на различия, душевный портрет той и другой красавицы почти одинаковый: им присуще своеволие и гордость, доходящие до безумства, способность любить людей за приниженность и страдание (Аглая «от первейшего жениха отвернется, а к студенту какому-нибудь умирать с голоду, на чердак, с удовольствием бы побежала, — вот ее мечта. Князь ее на удочку тем и поймал, что, во-первых, совсем и не ловил, а во-вторых, что он, на глаза всех, идиот», с Настасьей Филипповной «не без труда познакомился генерал Епанчин», зато она легко приняла у себя «очень неприличного и сального шута Фердыщенко», «жалкого старичка учителя», «очень молодого человека, ужасно робевшего и все время молчавшего»). Настасья Филипповна мучила Рогожина, Аглая – князя, словно в них вселились бесы (на это указывает эпитет «демоническая красота» и метафора «бесенок»). Героини испытывали влюбленных в них людей на способность нести крест вместе с возлюбленными. Смысл двойничества Аглаи и Настасьи Филипповны – консолидировать эффект, который возымеет на них «новый Христос».

Хочется объявить двойниками Александру, Аделаиду, Аглаю Епанчиных. У сестер похожие имена, одинаковые фигуры Все три девицы Епанчины были барышни здоровые, цветущие, рослые, с удивительными плечами, с мощною грудью, с сильными, почти как у мужчин, руками, и, конечно вследствие своей силы и здоровья, любили иногда хорошо покушать, чего вовсе и не желали скрывать»), замечательное образование («все три отличались образованием, умом и талантами»). Епанчины составляли единое целое – «согласный конклав», в котором царила «слепая любовь и горячая дружба». Сестры существуют в семейной идиллии, которая разрушается с появлением князя, и пути девушек расходятся. Чем больше сходство девушек в привычках, облике, именах, тем отчетливее проявляется различие в судьбе, которую каждая из них готовит для себя и которую им прочат родители. Старшие сестры боготворили младшую, великодушно отдали ей свое приданное. Александра, наиболее самоотверженная, пожертвовала даже женским счастьем. Она согласна была выйти замуж и за подлеца Тоцкого, и за старого сановника, «ветренного любителя женского пола», поскольку эти люди не могли «затрудниться насчет приданного». Родители сами приискивали неказистых женихов, были не сильно требовательны к будущему избраннику старшей дочери. Александра пассивно подчинялась. Аглае же прочили исключительную партию, «даже Тоцкий, человек чрезвычайного эгоизма, понял, что не тут ему надо искать и что Аглая не ему предназначена». Аделаида, «не доставляя особенных хлопот», стала невестой князя Щ., проявляя благородство и самоотвержение по отношению к своему жениху, стала находиться у него «в добровольном и сердечном подчинении». Аглая, в пользу которой совершались пожертвования сестер, на первый взгляд, смотрится капризной, избалованной, эгоистичной, в чем противопоставляется покорным старшим сестрам, кажется их противоположностью. Она словно в знак протеста отказывает Евгению Павловичу, богатому соискателю ее руки, готова выйти замуж за князя – «идиота», даже за нищего Гаврилу Иволгина, с отцом «вором и пьяницей», хочет бежать из дома, в конце концов венчается с эмигрантом – поляком, без состояния, с «какой-то темной и двусмысленной историей». О чем свидетельствуют эти странные шаги благополучной генеральской дочери, кроме как о своеволии и подростковом бунте юной и неопытной девушки?

Несмотря на несхожесть внешних проявлений, действия Аглаи обоснованы теми же мотивами, что и великодушные поступки ее сестер. Благородство Александры и Аделаиды присущи и Аглае. Она испытывает потребность страдать ради ближнего, считает идеалом своей жизни не «земной рай», предназначаемый для нее сестрами, а служение («я не хочу по балам ездить, а хочу пользу приносить»). Жертвы Александры, Аделаиды, опека Аглаи как всеобщей любимицы вызывают в младшей девушке протест. Она чувствует себя эгоисткой и такой же считает себя в глазах окружающих: «я не хочу, чтобы меня дома мерзкой женщиной почитали и обвиняли бог знает в чем. <..> все: мать, сестры, отец, князь Щ. <..> если прямо не говорят, то так думают.»

Желание вырваться из семьи, в которой ее стремлений не разделают, и приносить пользу объединяют Аглаю Ивановну с Еленой Инсаровой из романа «Накануне» И. С. Тургенева. И Елена, и Аглая решились разделить судьбу с истинными патриотами – Дмитрием Инсаровым, который накладывает на себя «железные цепи долга» по освобождению родной Болгарии, польским графом – эмигрантам, «истерзавшийся страданием по отчизне». Обе девушки доказывают свою любовь активной деятельностью. Елена продолжает дело мужа после его смерти, Аглая «стала членом заграничного комитета по восстановлению Польши». Но если Еленин подвиг оценивается автором полностью положительно, то Аглая омрачает его тем, что попадает «в католическую исповедальню». Зная высказанное в романе отношение Достоевского к католической церкви как к «учению антихриста», можно заключить, что девушка окончательно потеряла путь истины в глазах писателя.

Итак, сравнение сестер Епанчиных получается многослойным, а конкретнее, трехслойным: в первом приближении девушки походят одна на другую, если углубиться в сопоставление, обнаруживается разительная разница. Разбираясь же в глубинных движущих силах их жизни, можно назвать Александру, Аделаиду и Аглаю идейными двойниками.

Перейдем к анализу двух главных двойников в романе «Идиот» - князя Льва Николаевича Мышкина и Парфёна Семеновича Рогожина. Судьбы героев постоянно переплетаются с самого начала романа. Когда князь прибывает в Россию из Швейцарии, словно из царства небесного на Землю обетованную, его спутником оказывается Парфен Рогожин. На протяжении повествования герои боролись за Настасью Филипповну, а, точнее, ее душа металась между ними. Лев Николаевич и Рогожин побратались крестами, после чего один совершил покушение на другого. В финале Рогожин стелит рядом их постели в своем доме-гробу. Очевидно, между героями присутствует духовная связь. Они во многом антагонисты, что проявляется даже во внешности: князь «роста повыше среднего, очень белокур», с большими голубыми глазами, с «тонким бесцветным лицом», легко одетый, Парфён «небольшого роста, почти черноволосый», в теплом тулупе. Первый персонаж незлобивый, всепрощающий, уступчивый, второй – «страстный до страдания», дикий, одержимый. Если князь Мышкин ассоциируется с Христом, то Рогожина многие считают антихристом. По моему же мнению, этого персонажа уместнее назвать «падшим ангелом», т.к. он не концентрирует в себе стопроцентное зло. Он словно раскалывается надвое (его личность – пример «внутреннего раздвоения», о котором я говорила выше). С одной стороны, Рогожин преклонялся перед Настасьей Филипповной, настолько сильно её любил, что выносил многочисленные страдания ради дамы сердца: добыл для нее жемчуг, получив страшные побои от отца, по нескольку дней выстаивал перед оскорблённой женщиной, вымаливая прощение… Парфён проявляет заботу и почтение по отношению к своей матушке, просит её благословить князя Мышкина. Всеми силами этот бесконтрольный и отчаянный человек пытается удержать от убийства крестового брата. На этих примерах заметно, что в Парфёне Рогожином сохранились добрые чувства и хорошие качества. Он выглядит более порядочным, чем некоторые персонажи Достоевского, например, такие беспросветные подлецы, как Федор Павлович Карамазов, Петр Петрович Лужин, Собственный брат Рогожина Семён Семёнович. С другой стороны, словно одержимый бесами, этот человек ломает жизни всех, с кем пересекается, от него страдают князь Мышкин и Настасья Филипповна. Он не может контролировать темную силу, от него исходящую. Раскол в сознании Рогожина подчеркивается именем героя. «Парфений» означает «целомудренный святитель» и напоминает о чистой половине души «падшего ангела». Отчество «Семенович» отсылает к отцу героя, с которым у Рогожина преемственная связь. Семен Парфёнович Рогожин – деспотичный и алчный человек, с бесконечной страстью стяжательства: «за десять целковых на тот свет сживывал». Вдвойне усиленная часть отца характеризует брата Парфёна Семеновича Семена Семеновича, который даже «с покрова парчового на гробе родителя ночью золотые кисти отрезал: «Они эвона каких денег стоят»». Жажда обладания передалась и Парфёну Рогожину: он «стал бы деньги копить, и сел бы, как отец, в этом доме с своими скопцами; пожалуй бы, и сам в их веру под конец перешел, и уж так бы ты свои деньги полюбил, что и не два миллиона, а, пожалуй бы, и десять скопил, да на мешках своих с голоду бы и помер, потому у тебя во всем страсть, всё ты до страсти доводишь». Любовь к Настасье Филипповне – это тоже жажда обладания, доведенная до страсти. Неконтролируемая одержимость страстями – главное качество, которое определило схожесть Рогожина с дьяволом, и в котором этот герой противопоставлен «новому Христу». Идеей-страстью был охвачен, как пламенем, и Раскольников, тоже переживавший внутреннее раздвоение. И на Рогожина, и на Родиона Романовича сильное влияние оказывала обстановка, в которой они существовали. «Дом, похожий на гроб» первого и «каморка-шкаф» второго преступника способствовали зарождению мрачных мыслей.

Проводя параллель между персонажами Достоевского и интересующими нас двойниками, коснемся Алеши Карамазова.  Бесспорно, этот юноша наследует князю Мышкину. Оба героя – образцы замечательной кротости и простодушия. Они никогда не таят зла на обидчиков, не осуждают оступившихся людей. Князь прощает и гладит по голове Рогожина, Алеша не гнушается обществом законченного злодея – отца, распушенного брата. Про Алешу сказано: «единственный человек в мире, которого оставьте вы вдруг одного и без денег на площади незнакомого в миллион жителей города, и он ни за что не погибнет и не умрет с голоду и холоду, потому что его мигом накормят, мигом пристроят, а если не пристроят, то он сам мигом пристроится, и это не будет стоить ему никаких усилий и никакого унижения, а пристроившему никакой тягости, а, может быть, напротив, почтут за удовольствие». Мышкина также готов приютить, одеть и накормить первый встречный, на работу устроил незнакомый генерал. Герои противопоставляются погрязшему в пороках обществу, лучиком света выбиваются из окружающей тьмы. Но если Алеша Карамазов посвящая себя служению людям, одновременно сохраняет в целости свой рассудок и здоровье, то участь князя более трагична: он, как и Христос, полностью приносит себя в жертву. Можно сделать вывод, что Алеша по сравнению с князем Мышкиным – усовершенствованный пример «положительно прекрасного героя».

Вернемся к сопоставлению Рогожина и Мышкина. оба окружают себя обществом падших людей, находящихся на дне жизни. С ними имели сношения Лебедев, Фердыщенко, Келлер и сумасшедший генерал Иволгин. Лебедев и Иволгин – пьяницы, лжецы, Фердыщенко – «сальной шут», Келлер – опустившийся отставной поручик, оклеветавший невинного человека в газете. Эти четыре «подлеца» в разных ипостасях двойники и антагонисты. Иволгин и Лебедев – друзья и двойники, что заметно уже по их фамилиям, обозначающим нежных прекрасных птиц. Отцы семейств утопают в сходных пороках, например, в потребности лгать. Но если у генерала причина «художественного вымысла», выдаваемого за правду, - самовозвеличивание и неудержимая страсть к высокому и драматичному, то Лебедев опускается до лжи «из самоумаления» и юродства. Оба героя руководствуются высшим смыслом, в отличие от Келлера, который сочиняет неправду, потому что «все так пишут». И Келлер, и Фердыщенко оправдывают свои поступки тем, что они «естественны» и по-другому быть не могло. Фердыщенко признается, что украл деньги и переложил с себя ответственность на горничную, «особенного угрызения совести ни тогда, ни потом не чувствовал <…> служанку согнали в тот же день».

«-И вы допустили?

- Вот прекрасно! Так неужели же мне было пойти и сказать на себя?»

Дурной поступок хорошего человека отличается от дурного поступка плохого человека тем, что хороший человек раскаивается в содеянном и пытается исправиться, а плохой человек остается спокойным и равнодушным. Тема самооправдания занимает важное место в романе «Идиот» и доведена до апофеоза в следующем случае из жизни, вклиненном в повествование: «защитник в суде объявлял, что ничего нет естественнее, чем по бедности шесть человек укокошить». В этом контексте вызывает возмущение смирение князя, который как бы оправдывает все дурные поступки, «еще прощения у подлецов просит».  На самом деле, князь Мышкин тонко чувствует и понимает. Он открыто называет недостойные действия своими именами, но ни на миг не сомневается в порядочности и благородстве оступившегося человека, не вешает ярлыков «подлец», «лжец» и т.д. Зато с помощью таких психологичных методов он добивается потрясающего эффекта, «обращает врагов в друзей», помогает им исправиться. В Келлере, например, обнаруживаются истинно – рыцарские чувства, Лебедев сам раскаивается в своих интригах против князя. Достойные восхищения черты Аглаи и Настасьи Филипповны раскрываются для читателя также через призму восприятия князя. Для большинства же людей недостатки героев затеняют проблески положительных качеств.  Парфен Рогожин с первого знакомства с Лебедевым выказывает к нему глубокое презрение: обращается: «пугало гороховое», «не удостоиват взглянуть на чиновника». Лишь князь Мышкин отсутствием презрения, сопереживанием высвечивает светлые стороны «подонков». Суть духовного возрождения для всех этих падших героев – подчиняться своей светлой стороне, которая обнаружилась благодаря вере в них нового Христа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Объять Ликвидамбр"

 Чтобы еще что-нибудь присовокупить к своей летней работе, оставлю ссылку на наш альманах про проблемы современной поэзии, который мы готови...