среда, 1 сентября 2021 г.

Роман "Подросток" Достоевского. Поиск пути.

 Сюжетообразующая тема романа «Подросток» - поиск собственного пути и моральной опоры – относится к разряду «вечных», интересуют таких авторов, как Сэлинджер (роман-взросление «Над пропастью во ржи»), Толстого («Война и мир»). Историко-культурный контекст произведения определяет особенность развития этой темы.  Кризис 60-х годов, времена реформ и несбывшихся надежд, связанных с ними, выбили почву из-под ног у многих представителей интеллигенции. «Век без идеалов – приговор нашему времени» - высказывался Ф. М. Достоевский. Убеждена, что это изречение не теряет актуальности и в наше время.

В «Подростке» изображено общество на стадии морального разложения. С новой эпохой вместо устоявшихся норм пришли хаос, оправдание эгоизма, отрицание священных обязанностей человека. Негативные изменения в обществе отражены в «Преступлении и наказании», «Идиоте», позднее будут запечатлены в «Бесах». Оплота не найти было нигде, даже в sancta sanctorum – семье. Почти все герои «Подростка» состоят в родственных отношениях: сыновних, братско-сестринских и т.д. Так подчеркивается, что всё человечество – большая семья соединенных братскими узами людей. Но в этой семье царит разъединение, и отсутствует взаимопонимание. Родные сестры, братья, муж и жена, жених и невеста духовно отдалены друг от друга и не находят общего языка.



 Как и в «Тихом Доне», в «Подростке» глобальные проблемы ознаменовываются распадом и противоречиями в наименьшей ячейке социума. И в том и в другом произведении общее проявляется через частное, история многих – через жизнь одной «случайной» семьи.

Герои «Подростка» разделяются на два антагонистических лагеря. В первом между людьми преобладают корыстные и эгоистические отношения. Версилов борется за наследство с нищими князьями Сокольскими. В погоне за деньгами Анна Андреевна Версилова и Катерина Николаевна Ахмакова противостоят друг другу и совершают неблаговидные поступки. Руководствуясь меркантильными интересами, и та и другая девушка пытается выйти замуж по расчету.

При этом в душе каждого из героев происходит внутренняя борьба «двойников» - противостояние Бога и дьявола. Версилов мечется между «небесным ангелом» Софьей Долгоруковой и «царицей земной» Катериной Ахмаковой, умеет побороть себя и уступить капитал нуждающимся, пытается, но не оказывается способным прийти к законному браку. Катерина Николаевна одновременно источает искренность и притворство, Анна Андреевна собирается стать монахиней, но вдруг делает предложение старому князю в надежде завладеть наследством, а после отказывается от своей доли. Этим надтреснутым, колеблющимся между добром и злом персонажам противопоставлены законченные негодяи, как Ламберт и Alfonsine, с одной стороны, и образцы для подражания, следующие верным путем – с другой.

К последним относятся Макар Долгоруков, Софья, Лиза, старый князь Сокольский и т.д. Они придерживаются традиционных нравственных ценностей: всепрощения, верности, веры. Герои, обладая стойкостью убеждений, создают твердую землю, к которой на протяжении романа движется протагонист Аркадий Долгоруков по зыбкому жизненному пути. Роман представляет собой исповедь Аркадия, историю его искушений, колебаний и перерождения.

 В начале повествования Подросток хочет «уйти в скорлупу» идеи «стать так же богатым, как Ротшильд». Одержимость корыстолюбивой целью роднит его со стяжателями (Ламбертом, в определенные периоды их жизни отцом, Анной Андреевной). Юноше присущи убеждения, отдаляющие от идеала: он хочет «во всем быть первым», заявляет матери «или я, или Версилов», представляет себя вершителем правосудия (приезжает судить отца, выяснять, достоин ли тот уважения сына), считает, что «любовь надо заслужить». Таким комплектом ошибочных идей обладал главный герой в начале самостоятельной жизни.

Вступив в контакт с миром людей, Подросток пережил разрушение убеждений вследствие их несостоятельности, под влиянием примера названного отца, положительных личностных качеств самого Аркадия: его благородства, неиспорченности, «любви к благообразию». Юноша «стал совсем другим человеком», вопреки желанию обособиться от семьи воссоединился с матерью и сестрой, начал о них заботиться.

Лиза пыталась возродить сбившегося и запутавшегося князя Сергея Сокольского, Софья – самого Версилова. Может вызвать недоумение стремление высоконравственных особ связать жизнь с людьми, погрязшими в пороках, пожертвовать ради них своим счастьем. Но ведь «не здоровым нужен врач, а больным». Однако попытки матери и дочери помочь избранникам оказались гораздо менее успешными, чем в случае с Аркадием. Князь Сережа умер, а Версилов не смог стать главой семейства, символично разбил образ, врученный ему Макаром Долгоруковым для венчания с Софьей. Трагедия Андрея Петровича в неспособности окончательно определиться в пользу одного из своих внутренних двойников: спокойного философа, семьянина и одержимого страстями типа. К тому же Софья не могла оказать на него достаточно сильного влияния, поскольку они имели мало точек соприкосновения. Андрею Петровичу не о чем разговаривать с полуграмотной крестьянкой, не случайно «началось у них всё прямо с беды».

Поэтому в семье Аркадия положенное место заняли сестра, мать и сын. И лишь место отца осталось пустующим. На него претендовали одновременно два главных антагониста в романе – Макар Долгоруков и Версилов. Первый представлял собой воплощение семейных ценностей, другой – их разрушение. Между этими полюсами, между юридическим и гражданским отцами искал свой путь юный Аркадий. Вначале его сердце склонялось к Андрею Петровичу, «каждая мечта [Подростка], с самого детства, отзывалась им». Затем он прошел так называемый «кризис перерождения»: ознаменованное болезнью знакомство с Макаром, странником и богомольцем. В минуту прозрения Аркадий «увидел яркое, светлое пятно солнца, и вся душа [его] как бы взыграла, и новый свет, [внушенный мудрым старцем], проник в [его] сердце. Это был миг новой надежды и новой силы». Выбор мировоззрения старца вызван не только «благообразием» и устойчивостью его идеи смиренной жизни, веры в перерождение, всеобъемлющей любви. Он был уже предопределен в душе Аркадия, не случайно Подросток носит фамилию и отчество названного отца.

Как уже подчеркивалось выше, в романе «Подросток» общее проявляется через частное. Выбор между Версиловым и Макаром Долгоруковым в пользу последнего метафорически изображает представление Достоевского о будущем современной ему России, о возможном выходе из духовного кризиса. Версилов олицетворяет дворянство, «тысячу лучших людей», составлявших высший пласт общества. Устами Версилова высказывается мысль, что именно этим избранным уготовано вывести Россию из пореформенного хаоса. “[В дворянстве заключается] всё, что у нас было доселе красивого, сколько-нибудь завершенного, <…> Уже были законченные формы чести и долга, <…> кроме дворянства нигде на Руси не только нет законченного, но даже ничто и не начато». Однако в романе изображено духовное разложение высшей касты, ослабевание и расшатывание их убеждений о чести и долге («Степанов показал всю правду. Ну-с, что же тогда сделал я, тысячелетний князь? Я отрекся и в глаза Степанову сказал, что он солгал»). «Уж не сор прирастает к высшему слою людей, а напротив, от красивого типа отрываются, с веселой торопливостью, куски и комки и сбиваются в одну кучу с беспорядствующими и завидующими. Самые отцы и родоначальники культурных семейств смеются над тем, во что, может быть, ещё хотели бы верить их дети».

 Роль определять идеологию будущего Достоевский отводил народу в лице его лучшего представителя – Макара Долгорукова, который в сердце своем сохранил «исконную народную правду, с точки зрения которой все становится на свои места». «“[У этого старика] нам с вами еще поучиться, потому что у него есть твердое в жизни, а у нас - [нет]» - высказывается главный герой

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Объять Ликвидамбр"

 Чтобы еще что-нибудь присовокупить к своей летней работе, оставлю ссылку на наш альманах про проблемы современной поэзии, который мы готови...