среда, 1 сентября 2021 г.

«Защита Лужина». Таинственные перипетии.

 

Историческая справка


«Защита Лужина» - один из восьми русских романов Владимира Набокова, пожалуй, самое знаменитое его произведение после скандально известной «Лолиты». Наряду с «Машенькой» - образцовый экземпляр романного творчества сочинителя. Написан в 1929 году, когда автор уже был признанным писателем. Как и многие другие произведения Набокова, «Защита Лужина» была напечатана под псевдонимом В. Сирин. Как говорил автор: «из всех моих написанных по-русски книг, «Защита Лужина» заключает и излучает больше всего тепла».

Самоубийство

Лужин – главный герой загадочного модернистского романа. Он отличался странным мироощущением, с трудом строил отношения с людьми, наивностью и неприспособленностью к самостоятельному существованию напоминал ребенка. Жизнь проходила мимо него как в тумане, лишь некоторые моменты оставляли резкое впечатление. Так, череда событий, напомнивших о шахматах, от которых его пытались отгородить как от нездорового увлечения, заставила этого странного человека покончить с собой. Почему такой инцидент произошел и зачем была рассказана история о нем?

С одной стороны, все события становятся возможными из-за психического расстройства героя и аутичных черт, ему присущих. Резкая перемена обстановки, непонимание своего положения, неприятная встреча усугубили его душевное состояние. Но, скорее всего, психическое отклонение – лишь предлог для подобного развития сюжета, авторский же замысел в изображении столь символичного акта не ограничивается рассказом о ненормальности персонажа.

Происходящее в романе вписывается в «шахматную» концепцию повествования. Жизнь ассоциируется с игрой, которую так нелегко провести в свою пользу. Лужин, как искусный гений, видел в шахматном мире, который накладывается на реальный мир, то, чего не замечали другие, поступал на несколько ходов дальновиднее. Самоубийство – необходимый акт конкретной партии, как жертва пешкой – в шахматах для победы, или, напротив, как выход из игры запутавшегося шахматиста.



Но зачем создана шахматная вселенная и гений аутист? Я думаю, цель автора – рассказать о защите. Психологической защите, к которой бессознательно прибегали почти все герои романа, да и реальные люди, столкнувшиеся с многочисленными потерями. Лужин с детства получал психические травмы: его родители не любили друг друга, не понимали потребностей своего невероятно замкнутого ребенка. Школа оказывала на мальчика давление, одноклассники издевались над странным товарищем. Находясь в угнетающей обстановке, Лужин углубился в свой собственный мир. Для него перестало существовать всё, кроме шахмат, не случайно в романе пропущено шестнадцать лет, с того времени как герой начал выигрывать турниры, до дня встречи с будущей женой, поскольку в тот период жизнь представлялась бесконечной чередой партий. Он не был привязан ни к чему: ни к родителям, ни к родному дому, ни к родине, поэтому ему не больно было потерять все это, одно за другим. Как и сотни других эмигрантов, он оказался вышвырнут в чужую страну в полном одиночестве. Но во всех невзгодах его грели шахматы, кроме которых он ничего не замечал.

У других персонажей, упомянутых в романе, также наблюдались попытки отгородиться от враждебного мира: мать жены Лужина искала утешение в расписных декорациях, маскирующих зияющую пустоту на месте родины, жена Лужина отвлекалась от странностей мужа тысячей мелочей, отец главного героя успокаивал беспокойство о ненормальности сына предположениями о его гениальности.  Из всех этих примеров защита Лужина была наиболее всеохватывающая и устойчивая.

Почему же она «оказалась ошибочной» и готовила Лужина к «фанфаре ферзя, идущего на жертвенную гибель»? 


 Думаю, роковым шагом было вступление в брак. Известны многочисленные примеры героев, которые не выдержали испытания любовью, и Лужин не исключение. «Все было прекрасно, все переливы любви, все излучины и таинственные тропы, избранные ею. И эта любовь была гибельна, как страсть, разрушающая жизненный сон». Супружеская жизнь требует вовлеченности в быт, каждодневных забот, не связанных с шахматами. Лужин был не готов к столь жестокому удару о реальность. К тому же жена, стараясь помочь и без того несчастному, потерянному человеку вписаться в рамки мира, в котором существовала она и остальное общество, всеми силами подавляла потребность мужа в шахматах. Таким образом, она лишила его хрупкой скорлупки, за которой он прятался от непонятной и опасной действительности. Внутри этой скорлупки таился великолепный насыщенный мир, в котором Лужин по-настоящему жил.

Гений перестал существовать уже в то время, когда был выдернут из своей вселенной. Физическая смерть – всего лишь уничтожение оболочки. Крушение защиты Лужина предрекло уничтожение иллюзий других героев. При столкновении с чем-то, выходящим за пределы понимания, их защита рассыпалась бы, как карточный домик. С одной стороны, это наполняет роман трагизмом, с другой – заставляет задуматься о не/возможности побега от реальности.

Параллели с «Машенькой».

Интересно проследить, как пересекаются «Защита Лужина» с «Машенькой» - другим, более ранним романом Владимира Набокова, который я тоже прочитала этим летом. В «Машеньке» весь сюжет пропитан воспоминаниями о прекрасной девушке, которая составляла недолгое счастье главного героя, но была потеряна им, как и родина, как и самое дорогое. 


Читатель узнает о мельчайших подробностях, связанных в сознании героя с Машенькой, но сама она так и не появилась в романе. Ганин вместе с читателем на протяжении всего повествования ждал встречи с девушкой, но за пару минут до этого долгожданного события отказался от этой уникальной возможности, чтобы выпутаться из сетей прошлого. Я уже не имела надежды «встретиться» с героиней и была в восторге, когда она со своим мужем Алексеем Алферовым промелькнула на страницах другого романа. Меня очень заинтересовала реминисценция Набокова на самого себя. 

Жена Лужина отзывалась о Машеньке: «какая душенька». Предполагаю, она признала в жене Алферова духовно близкого человека. И Лужина, и Машенька связали жизнь с людьми, которые казались окружающим ничтожеством, недостойным столь прекрасной компании: Ганин «подивился, как Машенька могла выйти за этого пошлого человека», про Лужина гости думали не раз: "Ну, и балда, ну и типчик!».Неудачный, на первый взгляд, выбор показывает, что Машенька и жена Лужина способны были жертвенно заботиться, «постоянно ощущать нестерпимую нежную жалость к существу, живущему беспомощно и несчастно».

Обе героини не имели значимых индивидуальных черт: невеста, после – жена Лужина не названа по имени, образ Машеньки расплывчат, описание ее внешности дано обобщенно. Героини изображали некий идеал женственности, а не конкретных личностей. Различие между ними состоит в том, что Лужина – земной человек, с бытовыми интересами. Она окружила себя «мелкими заботами», всецело принадлежала этому миру, пыталась втянуть в него Лужина, и тот разбился. Машенька – отвлеченно-далекая мечта Ганина. Она небесный идеал, которые не мог, не разрушившись, воплотиться в конкретном человеке.

Вместе с тем она, в отличие от своего двойника из «Защиты Лужина», оказывала положительное влияние и на мужа, и на друга детства, в воображении которого обитала. Как реальный человек, Машенька составляла счастье Алферова, который был вне себя от радости от вести о приезде ненаглядной «голубушки». Как воспоминание, она «разрушила жизненный сон» Ганина. В этом аспекте она оказала на него то же воздействие, что и жена Лужина на главного героя «Защиты…», но Лужина разрушение сна погубило, а Ганина пробудило к жизни. Он наконец отрешился от апатии и начал действовать.

Лужин и Ганин тоже отдаленно напоминали друг друга. Оба определенный отрезок времени проводили на границе двух миров: первый – шахмат и реальности, второй – реальности и зыбкого чертога памяти. И тот и другой персонаж пережили разрушение двоемирия и перешли на новый этап существования.

Роман «Защита Лужина» по форме и смыслу напоминает шахматную вселенную. Как и ходов в игре, вариантов трактовок бессчетное множество: от подкупающе-простых до маэстерски-изощренной.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Объять Ликвидамбр"

 Чтобы еще что-нибудь присовокупить к своей летней работе, оставлю ссылку на наш альманах про проблемы современной поэзии, который мы готови...