четверг, 7 июля 2022 г.

«Поединок». Книга обо мне.

 Открывая книгу Куприна, я морально готовилась к бесконечным рассказам о военных буднях – что-то наподобие «Войны и мира» без мирных сцен. Единственная причина, по которой я все-таки взялась за чтение, - желание по-другому взглянуть на дела, связанные с управлением широкими народными массами. «Война и мир» заставляет поверить, что все это – бессмысленное и отвратительное занятие, на исход которого никак нельзя повлиять человеческими усилиями. В «Поединке» краски сгущаются еще сильнее, армия – чудовищный зверь, который разлагается на глазах, омертвляет лучших людей, питает аспидов…

Но к концу книги состояние армии совершенно перестало меня интересовать. Чего никак нельзя было ожидать, «Поединок» я читала как рассказ о себе, как пророчество, предупреждение. Впервые я обнаружила своего полного психического двойника, в котором я узнавала больше и больше собственных черт и, разглядев себя полностью, ужаснулась страшному исходу.

Мой двойник – Юрий Алексеевич Ромашов. Мне особенно близки его застенчивость и чувствительность, доводящая до бессилия, безотказность, граничащая со слабоволием, потребность в приукрашивании себя и реальности, происходящая от чувства неудовлетворенности собой настоящим, любовь к благородны поступкам. Видимо, мечта о подвиге – то, что заставило его стать частью жестокой системы. Главный вопрос, который я задавала роману: почему столь прекрасный и родной мне герой погибает?

Наиболее очевидный ответ – его убивает система. Действительно, в обществе военных он человек с самой тонкой душевной организацией, которая более всего возмущается сценами жестокости: . Изначально было понятно, что в такой реальности мой герой, с его идеализмом и трепетностью, существовать не может.

С другой стороны, Ромашов почти переломил систему. Он смог внести каплю человеческого, 
вытаскивая Хлебникова из забитого состояния, чем сделал свое пребывание 
не бессмысленным: 
«Бесконечная  скорбь,  ужас,  непонимание  и  глубокая,  виноватая  жалость 
переполнили сердце офицера и  до  боли  сжали  и  стеснили  его.  И,  тихо склоняясь к 
стриженой, колючей, грязной голове, он прошептал чуть слышно:
   - Брат мой!
   Хлебников схватил руку офицера, и Ромашов почувствовал на ней вместе  с теплыми 
каплями слез холодное и липкое прикосновение чужих губ. Но  он  не отнимал своей руки 
и говорил простые, трогательные, успокоительные  слова, какие говорит взрослый 
обиженному ребенку».

. И под выстрел Ромашова поставила не система – он был готов оставить полк, чтобы не допустить душегубства.

Его убила женщина, Шурочка, хладнокровно завлекавшая людей в свои сети, чтобы выпить их 
жизненный сок, подобно самке паука. 

Именно она отправила влюбленного Ромашова на смерть: «Положим, ты отказался.
Честь мужа реабилитирована.  Но,  пойми,  в  дуэли, окончившейся примирением, 
всегда остается что-то сомнительное, что-то возбуждающее  недоумение и разочарование... 
Вы непременно должны завтра стреляться».

Дмитрий Быков в своей лекции про «Поединок» высказывается: «важный урок заключается в том, чтобы, когда вам встретилась в жизни такая Шурочка, нужно поступить с ней, как литератор Куприн: насладиться ей, описать ее и быстро дать деру, потому что иначе вы превратитесь в ступеньку на ее пути к счастью и богатству».

Но весь ужас «Поединка» в том, что бежать некуда. Ромашов мог оставить службу, порвать с офицерским обществом, чтобы не видеть грязи…Невозможно убежать от Шурочки, которая может встретиться в любом обществе, поставить человека с открытым сердцем к себе в зависимость и уничтожить. Она сама всеми силами стремится уехать, чтобы сменить круг общения. Верится, что ей это удастся. Единственной из романа.

Притягательность Шурочки – ее жизнеспособность, умение идти напролом и добиваться цели. Несмотря на то что она «хищница», апофеоз бессмысленной жестокости, царящей в полку, от нее исходит мощная жизненная энергетика, которая притягивает Ромашова и Назанского, более нежных душевно и потому более слабых.

Итак, бегство не выход из сложившейся ситуации. Какие же еще пути взаимодействия с реальностью открываются в пространстве «Поединка»?

1)    Эскапизм, попытки заслониться от реальности, не выходя за ее пределы. Пьянство, карты и распутство у солдат, возвышенные, приукрашивающие ситуацию мечты Ромашова, тяга полковника Брема к животным и забота о зверинце – все способы эскапизма. Эскапизм обесценивает жизнь, заставляет замещать грандиозные цели мелкими и, на мой взгляд, недостойный способ проживания. «Строить воздушные замки» - крайняя мера, к которой возможно прибегнуть лишь в том случае, когда реальность полностью безнадежна.

2)     Сражение. Этот путь выбирают Шурочка, Бек-Агамалов, Осадчий – люди, сами живущие по звериному закону, порождающие жестокую реальность. Осадчий и Бек-Агамалов во многом похожи на Шурочку, разве что менее расчетливы и не имеют никакой цели. Слова Осадчего: «Все выродилось на свете. И все это оттого, что миновало время настоящей, свирепой, беспощадной войны. Осадчий грозно зарычал и наклонил вниз голову, точно бык, готовый нанести удар. – В средние века дрались – это я понимаю. Ночной штурм. Весь город в огне. «На три дня отдаю город солдатам на разграбление!» Ворвались. Кровь и огонь. Кровь и вино на улицах. О, как были веселы эти пиры на развалинах! Женщин – плачущих – тащили за волосы. Жалости не было. Они были сладкой добычей храбрецов!»..Казалось бы, как с такими зверьми могут соревноваться Ромашов и подобные ему? Для этого самому необходимо стать зверем. Но на самом деле Ромашов, когда находит в себе внутреннюю мощь противостоять жестокости, всегда выходит победителем, не изменяя при этом самому себе. В одном фрагменте, например, он только душевными словами, в другом – непоколебимой решимостью, заставил жестокого человека опустить руку. О победительности Ромашова, когда он вступает в поединок, свидетельствует его говорящее имя «Георгий» - «победоносец». Он всегда прекрасен в момент силы, а слабоволие и податливость для него пагубны. Именно сознательная уступка Шурочке и неспособность сопротивляться – путь к самоуничтожению.

Конечно, борьба – это не всегда красиво. Например, чтобы поставить на место Раису Петерсон, нужно заговорить на ее языке грязных манипуляций и угроз. Да, это низко, противно, но все же.

3)    Смерть. Если душа человека не позволяет ему опускаться в грязь, чтобы сражаться с насекомыми, там обитающими, то единственная возможность сохранить хотя бы свою душу – позволить физически себя уничтожить.

Ромашов питал свои душевные силы Шурочкой. Не мог он одним движением вырвать из сердца коварного клеща, ставшего святыней, не было у него иного источника сил.

В утешение себе скажу, что у меня источник сил есть. Это твердая (пока что) установка на то, чтобы помогать «Хлебниковым» по примеру Ромашова, тем самым создавая островки человечности в необъятном болоте. Моему любимому герою, чтобы переключиться на эту цель, не хватило чуть-чуть…

Вкратце сформулировать то, что я извлекла из «Поединка» можно в таких словах:

1)    С волками жить – по-вочьи выть

2)    Будь осторожна, предоставляя кому-либо власть над собой



Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Объять Ликвидамбр"

 Чтобы еще что-нибудь присовокупить к своей летней работе, оставлю ссылку на наш альманах про проблемы современной поэзии, который мы готови...