При моем
последнем прочтении «Войны и мира» я заметила, что книга Толстого отличается
драгоценным свойством, в целом, редко встречающемся в прочитанных мной книгам,
и потому особенно желанным. Реальность, изображенная толстым, - это невероятно устойчивый
и стабильный мир, в котором отчетливо осязается почва под ногами, выстроена
четкая система координат, виден вектор движения. Несмотря на то, что действие
перенесено в переломную эпоху, никакого чувства неопределенности и потерянности
не возникает. Да, героям свойственно путаться и сомневаться, но над миром
ощутимо царит высшая правда, ее присутствие успокаивает.
Конечно,
наличие абсолютной истины, в соответствии с которым судимы поступки героев,
лишает роман полифоничности, но ведь в проповедь простоты и добра хочется
верить.
В этом
сочинении я сконцентрируюсь на анализе некоторых эпизодов, которые при
последнем прочтении привлекли мое внимание.
Наташа в эпилоге
Хотелось бы
поразмышлять об образе взрослой Наташи и, абстрагировавшись от герменевтического
подхода, попыток солидаризоваться с мыслью автора, оценить изменения, настигшие
всеми любимую Наташу и многих разочаровавшие.
Для меня с
самого начала было очевидно, что Наташа должна будет измениться. Качества,
придающие очарование наивной, импульсивной и эмоциональной девочке-подростку,
сделали бы взрослую женщину странной и взбалмошной в глазах окружающих. Я даже
предугадывала то, что Наташа, со своей природной добротой, будет абсолютно
предана мужу и детям. Неожиданным было отсутствие духовной работы и каких-либо интересов,
связанных с собственным духовным развитием. Наташа не то чтобы «опустилась», но
как будто замерла на одном месте.
«Известно,
что человек имеет способность погрузиться весь в один предмет, какой бы он ни
казался ничтожный. И известно, что нет такого ничтожного предмета, который бы
при сосредоточенном внимании, обращенном на него, не разросся до бесконечности.
Предмет, в
который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо
было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых
надо было носить, рожать, кормить, воспитывать».
Эта мысль
безусловно справедлива. Нельзя не отметить ее переклички с евангельским
текстом: «никто не может служить двум господам». Наташа нашла свое дело жизни,
которое приносит ей полное удовлетворение, заполняет каждую клеточку ее
сознания и вытесняет необходимость в каких-либо сторонних интересах. Дело это
достойное и, на мой взгляд, самое стоящее из того, что может сделать женщина
вообще – рождение и выращивание новой жизни, обеспечение счастья близких людей.
Наташа всецело отдалась возложенной на нее миссии, чем заслуживает глубокое
уважение.
Погруженность
в один предмет, конечно, ограничивает жизненный опыт и впечатления. Но, в конце
концов, если Наташу больше не тянет петь, красиво одеваться, выезжать в свет,
они никому не обязана осуществлять все эти манипуляции, просто потому что есть
«золотое правило, проповедоваемое умными людьми, в особенности французами, и
состоящее в том, что девушка, выходя замуж, не должна опускаться, не должна
бросать свои таланты». В наше время, к слову сказать, это требование еще
усилилось: идеальная женщина успешно строит карьеру, одновременно является
образцовой домохозяйкой и воспитателем, находит время для мужа, занимается саморазвитием….Если
женщина не пытается объять необъятное и в трилемме семья / саморазвитие /
карьера выбирает первое, как Наташа, то, на мой взгляд, она абсолютно права.
Итак, цель
Наташи прекрасна. Но вот достигнуть ее с помощью полного самоотречения она,
скорее всего, не сможет.
Во-первых,
потому что воспитание детей не сводится к обеспечению материальных благ:
кормлению, лечению. Воспитание – это, в первую очередь, способность
сориентировать ребенка в жизни и передать приобретенные знания и ценности. Для
этого требуется определенная широта взгляда и опытность. Если женщина много лет
не интересуется ничем, кроме семьи, выпустить ребенка в большой мир и
поддерживать его там будет крайне проблематично. До определенного возраста
можно, наверное, воспитывать только своим примером поведения, но с каждым годом
интересы ребенка все больше и больше выходят за пределы семьи и сталкиваются с
явлениями другого масштаба, умение понимать которые должно быть сформировано
родителями.
Во-вторых,
Наташа, которая не понимает и не разделяет внесемейных интересов своего мужа,
не может удовлетворять его потребность в наличии интеллектуального собеседника.
Наташа может только повторять мысли Пьера, не извлекая никаких суждений из
собственного опыта. «Наташа уморительна. Ведь как она его под башмаком держит,
а чуть дело до рассуждений — у ней своих слов нет — она так его словами и
говорит».
С одной
стороны, Пьеру вовсе не обязательно искать собеседника в жене. О политике,
общественной жизни и прочих делах, его занимающих, он может говорить с другими
мужчинами, наведываясь в их общество, а в Наташе видеть «свое отражение», как
сказано в романе, и безусловного союзника.
Но ведь
Наташа пытается заместить для Пьера всех посторонних людей, желает, чтобы он «нераздельно
принадлежал ей, дому», как можно меньше находился вне дома. Таким образом,
Наташа превращает семью в крайне замкнутую на себе общину, в которой каждый
член должен выполнять огромное количество функций, чтобы заместить для другого
весь мир.
Обобщая,
Наташу в семейных отношениях можно сопоставить с Агафьей Пшеницыной из
«Обломова», прекрасной, теплой, преданной и жертвенной женщине, идеальной
хозяйке, но недостаточно духовно развитой, чтобы быть для спутника жизни тем
нравственным стимулом, которым могла быть, например, Ольга.
Сцены охоты
Сцена охоты
во втором томе – не только живописная запоминающаяся картина дворянского быта,
но и метафора, представляющая важнейшую закономерность, которая определяет
сюжет романа, да и весь ход истории в толстовской рецепции.
Охота –
военная сцена в мирной жизни. Ее можно соотнести с событиями войны 1812 года и
обнаружить потрясающие аналогии.
Во-первых,
важно заметить, что вся крупная добыча охотников, определяющая успех
мероприятия, была получена Данилой, дворовым ловчим, или крепостными Илагина: «Данило
уже лежит в середине собак, на заду волка, стараясь поймать его за уши». Как и
на войне 1812 года, в этой охоте решающую роль сыграли люди из народа.
На долю
дичи, загнанной дворянами – охотниками, выпал только заяц. И этот заяц стал
добычей не молодых честолюбивых охотников и их образцовых собак, а старого
дядюшкиного Ругая. Ругай оказался незаменимым на охоте точно так же, как и
Кутузов оказался единственно приемлемым главнокомандующим, как неуклюжий Пьер
стал победителем Кутузова, по той же иррациональной логике, определяющей ход
русской истории.
Во-вторых,
соотнесенность воли охотника с действиями собак также позволяет сделать
любопытные выводы. И Николай, и дядя, и другие люди, управляющие охотой, имеют
настолько же относительное влияние на ход травли, что и генералы во время сражения.
Все, что можно сделать – пытаться подзадорить собак / солдат. Последними руководят
инстинкты и стайное чувство, но никак не людская воля.
В-третьих,
охота, как и народная война, оказалась поводом к людскому единению. Ненадолго исчезла
пропасть, разделяющая барина и мужика: «Данило
закричал: Про...ли волка-то!.. охотники! — И как бы не удостоивая
сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой,
приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и
понесся за гончими». Николай неожиданно подружился с Илагиным, которого
недолюбливал. Совместная борьба, ведущая к общей цели, - мощное консолидирующее
начало.
Петя и Пьер. Герои-двойники
В «Войне и мире»
есть множество героев-тезок. Само собой, одинаковые имена князя Василия и
Васьки Денисова можно списать на совпадение, но вот имена Наташи и старой
княгини Ростовой, Николая Андреевича Болконского и Николая Ростова свидетельствуют
о типологическом сходстве героев.
В случае с
Наташей это подчеркивает глубокую родственную преемственность и укорененность
типа персонажа. Николай Ростов, как и старый князь Болконский, отличается резкостью
и жесткостью, но эти качества, подкрепленные душевной ростовской природой, из
недостатков превращаются в достоинство.
Более всего
меня заинтересовало и озадачило сопоставление Пьера и Пети Ростова. Начнем с
того, что многие детали в описании Пети и Пьера совпадают. И тот и другой герой
отличается мягкостью характера, незлобивостью и эмпатией. Душевная тонкость
Пети усилена по сравнению с Пьером: Петя был «музыкальнее Наташи», Пьер же,
напротив, «Безухов».
Да, герои,
наделенные говорящей фамилией, очень похожи, но почему-то Петя погибает. Причем
в романе подчеркивается, что он заранее обречен и смерть не случайность. В эпизоде
возвращения с охоты, одной из самых гармоничных и прекрасных сцен, в которой
чувствуется настоящее счастье, Петя не участвует, ничего не видит и не подает
признаков жизни: «Петю снесли и положили, как мертвое тело, в линейку». В
другой момент, когда Ростовы приезжают ряжеными к Мелюковым, Петю «обносят»
пастилой. Очевидно, чаша земного счастья ему не предназначена.
Я думаю,
причина тому – попытки проявлять воинственность. «Кабы я был на месте
Николушки, я бы еще больше этих французов убил, такие они мерзкие! Я бы их
побил столько, что кучу из них сделали бы». Накануне сражения Петя поцелует
Долохова и Денисова – успешных воителей, страстно захочет им подражать. Чем себя
и погубит, ибо победительная сила Пети – Пьера – Кутузова – именно нежелание
убить, а не путь насилия, на котором они оказываются гораздо слабее прочих.
Кроме того,
кровь Пети, наивного и доброго мальчика, это жертва, принесенная народной войне.
Чтобы победить в любом противостоянии, нужно убить в себе такого неоперившегося
мальчика, для которого война – забава. Его имя (Петр-камень) метафорически
можно толковать как камень-основание для жертвенника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий